четверг, 19 сентября 2013 г.

Гайдаровка на Бульваре Искусств, 7 сентября, День Города. Размышления после рабочего дня...

Весёлый праздник, День Города, как уже, наверное, много где написано, прошёл шумно и ярко, мне кажется, в хорошем смысле. Людей было много, они с удовольствием гуляли, присоединялись к тем или иным палаткам разных библиотек или других организаций (во всяком случае, так было у нас, на Цветном бульваре). 
Но моё внимание, и как библиотекаря-консультанта, и как фотографа было сосредоточено всё-таки не на праздничной атмосфере, а на том, насколько эффективно действовала наша палатка. Посетителей у нас было много, и дети, и взрослые, интерес они к нам ощутимо проявляли, а мы старались вовсю - и о библиотеке рассказать, и о хороших книгах. Так что, вроде бы, жаловаться не на что. 

Мне и не хочется жаловаться. Но есть одна вещь, которая бросилась мне в глаза. Прежде, чем я о ней скажу, совершу крошечный экскурс назад. 
Мне приходилось участвовать в таких мероприятиях и раньше. Бывала на фестивале  "Читающий Арбат" (3-4 года назад). Тогда у нас тоже была палатка, и мы тоже рассказывали о библиотеке. Как обычно в таких случаях бывает, кто-то проходил мимо, кто-то заинтересовывался, а кто-то и записывался в библиотеку (совсем радостно было, когда такое случалось :)). Но врезалось в память и другое: некоторые, причём - семьями (мама и дети, или мама-папа-ребёнок) проходили, брезгливо кривя лица, так, будто мы чумные, впариваем, вторговываем какой-то мусор... Я и понимаю таких людей, и нет. Понимаю - потому что представляю ход их мыслей: раз бесплатно - значит обман и лохотрон. Не понимаю - потому же, почему не поймёт любой человек: как это так - кривить лицо, когда проходишь мимо детской библиотеки?

В этом году, к счастью, такого уже не было. Но было другое. 
Мы рассказывали о каталоге "100 новых книг для детей и подростков - 2013", о книгах, вошедших в него. И я видела поразительно нехорошую вещь: люди информационно не готовы принять наши консультации. В отличие от прошлых лет, у посетителей нашей палатки был выраженный интерес, но объём новой информации они усваивали плохо. Конечно, это несравнимо лучше, чем брезгливое отношение, о котором я говорила выше. Однако, я задаюсь вопросом: как же сделать так, чтобы расслоение по типу информации в Москве стало меньше? Классные, отличные книги из каталога поступают далеко не во все книжные магазины и библиотеки. Если люди не знают о них, они просто не знают, что они ищут, и, соответственно, не ищут этого, а если случайно находят, то часто идут мимо. 

Наблюдая за родителями в одном из наших крупнейших городских книжных магазинов - "Библио-Глобусе" - я множество раз видела, как робко иная мама подходит к полкам с книгами "Самоката" и "Нарнии". И некому подсказать...консультанты, насколько я замечала, не всегда знают свой книжный репертуар, а может, просто не хотят общаться с покупателями? Не звучит в их голосах уверенность в том, что книга, о которой решилась спросить женщина (или - реже - мужчина), - очень может подойти их ребёнку. Или никто просто не хочет брать ответственность?

Вот и удивляются родители, увидев наш каталог, и переварить всё сразу им трудно. Тут одной-то книги, которая может увлечь ребёнка не найти, а мы предлагаем сразу СТО хороших книг. 

Праздник был хороший. Если бы я была на нём просто так, гуляя, мне бы понравилось, и я вернулась бы домой в хорошем расположении духа. Но вернулась я в глубокой задумчивости. Как же разорвать эти сети, которые не дают информации свободно перемещаться между разными социальными группами и слоями?










Комментариев нет:

Отправить комментарий